[Киккотисса, Милостивая; греч. Κυκκ(ι)ώτισσα, Παναγία τοῦ Κύκκου, Θεοτόκος ᾿Ελεούσα τοῦ Κύκκου], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.). Икона находится в местном ряду иконостаса собора Киккского мон-ря, третьей слева от царских врат, в отдельном проскинитарии (киоте), украшена окладом и в соответствии с древней традицией скрыта завесой. К. и. до сих пор остается неисследованной. Греч. археолог Г. Сотириу, по приглашению архиеп. Кирилла III изучавший в 1931 г. на Кипре памятники древности, приводит примерный размер иконы (40/50´ 30/35 см) и сообщает, что в том месте, где в окладе устроена небольшая дверца для целования образа, красочный слой утрачен. Тогда икона находилась во вставленном в иконостас деревянном, инкрустированном искусной резьбой по кости проскинитарии 1785 г., который в 1996 г. был заменен новым и помещен в Музей Киккского мон-ря. Шитая золотом завеса закрывала верхнюю часть образа, как и в наст. время.
Об иконографии К. и. можно судить по серебряному с позолотой окладу 1576 г. (Музей Киккского монастыря) и по многочисленным спискам визант. и поствизант. периода. Богоматерь, держащая Младенца Христа на левой руке, изображена в 3/4-ном повороте, Ее щека касается головы Сына (на нек-рых списках фигуры даны в зеркальном изображении). Особенностью иконографии К. и. является поза Богомладенца, необычное положение Его обнаженных до колен ног (правая нога согнута в колене, левая вытянута вперед) и изгиб правой руки, лежащей в руке Богоматери. Живость движениям Его фигуры придает прием контрапоста, к-рый достигнут тем, что голова Младенца наклонена вправо, торс развернут фронтально, а ножки направлены влево. Динамичность подчеркнута отведенной в сторону и согнутой в локте правой рукой со свитком. Левая рука Младенца частично скрыта под складками плата. Законченность композиции придает жест Богоматери, придерживающей Сына за правую руку. Поверх мафория Богородицы накинут плат, чаще всего яркого красного цвета. Характерной чертой данного извода считается короткий хитон Богомладенца, к-рый перехвачен перевязью с узлом, иногда ленты перевязи уходят за плечи (перевязи нет на иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). По иконографии К. и. очень близка к образу Божией Матери «Достойно есть».
Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною» (Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267). По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II, патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 94-95). Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к мон-рю гору (Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 268).
Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек.
В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря (Р 12, ХVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (Hieros. Patr. 328, 1695 г., ныне в б-ке Исследовательского центра Киккского мон-ря на подворье Архангелу мон-ря, который описан А. И. Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740, не сохр., издан А. Папагеоргиу). Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о К. и. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.
Во вступительной части «Сказания...» повествуется о создании ап. Лукой, руководимым арх. Гавриилом, 3 икон Божией Матери, одна из к-рых - «Елеуса» (т. е. Милостивая) впосл. получил название К. и. Завершив работу над образами, ап. Лука показал их Богоматери, и Она благословила иконы. Позже ап. Лука увез их в Египет. Спустя значительное время К. и. была послана «благочестивыми царями» в Афины (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 100), однако эта сюжетная линия не получила развития в «Сказании...». Более того, в основной части текста, изложенного со слов киккского иером. Григория, содержится др. версия бытования К. и.: когда икона находилась в Египте, некоторые христиане решили увезти ее на один из островов. По пути их судно было захвачено пиратами-агарянами, но у Тамиата (впосл. Дамиетта, ныне Думьят) 2 к-польских корабля освободили пленников, а икону отвезли в столицу, и она была помещена в имп. дворце (Ibid. Σ. 101).
Далее в «Сказании...» повествуется о том, как этот образ попал на Кипр. Полководец визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) Мануил Вутомит, заблудившись в горах Троодос во время охоты, встретил отшельника прп. Исаию. Мануил разгневался, когда тот не ответил на его вопрос о дороге в Лефкосию (ныне Никосия), и избил старца. Вскоре Мануил заболел и решил отправиться в горы, чтобы попросить у отшельника прощения. Прп. Исаии во сне явилась Пресв. Богородица в царском облачении, сообщила ему о раскаянии Мануила и велела, чтобы тот в качестве епитимии привез на Кипр Ее икону из имп. дворца в К-поле. Вскоре Мануил был отозван в столицу, но долго не мог найти удобного случая, чтобы изложить свою просьбу. Через нек-рое время дочь императора заболела тем же недугом, что и Мануил, и врачи не могли помочь ей. Тогда Мануил рассказал императору о своем исцелении и о просьбе отшельника привезти икону на Кипр. Алексей I пообещал отправить туда икону, и его дочь сразу же выздоровела. Однако император не сдержал слова и вскоре сам заболел. Ночью ему явилась Пресв. Богородица, укоряя в нарушении обета. После этого император послал икону на Кипр на царском корабле со свитой, а кипрскому наместнику велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год царствования императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса (Ibid. Σ. 104-109).
Изложение событий в «Хронике» Леонтия Махераса совпадает с описанием в «Сказании...», но оно более кратко. Главное отличие состоит в том, что после рассказа Вутомита император послал корабль за Исаией, и преподобный сам исцелил царевну (Leont. Makhair. Chronicle. § 37). В сочинении Ефрема Афинянина появился новый сюжет: попытка имп. Алексея I обмануть прп. Исаию, заказав лучшему художнику изготовление копии, чтобы отправить ее на Кипр вместо подлинника (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 88). Ефрем Афинянин привел также народное предание о том, что когда К. и. несли от корабля к Киккскому мон-рю, по пути склонялись деревья (Ibid. Σ. 93). Ни в «Описании... Киккского монастыря», составленном Ефремом, ни в его изданиях 1782, 1817 и 1819 гг. нет рассказа о пчеле, к-рая, сев на чудотворный образ, помогла прп. Исаии отличить подлинную икону от копии. Однако эта легенда уже существовала в кон. XVIII в., т. к. игумен Киккского мон-ря Мелетий (1776-1811) использовал изображение пчелы в качестве эмблемы обители.
Ефрем Афинянин пишет, что икону закрыли платом при перевозке из К-поля и с тех пор хранили так (Ibid. Σ. 94). Однако поскольку на Кипре существует множество копий К. и., то, видимо, она была скрыта от глаз не сразу. Так же считает и Серафим Писсидиец, подготовивший в 1782 г. исправленное и дополненное издание «Описания... Киккского монастыря»: «Мудрец века сего говорит: «Хорошо, когда эта святая икона была увезена в Египет... не был ли всесвятой лик святой иконы непокрыт? Несомненно, так. А потом, когда она находилась в царском дворце в течение стольких лет, он ведь тоже оставался открытым?» Конечно. «Хорошо,- говорит он.- А почему же тогда Она не хочет показывать Своего вида теперь, как показывала всем раньше?» Человече, таков Промысел Божий… ради каких-то целей, которые Бог провидит, а мы не знаем. И ведь икона оставалась непокрытой не только когда она была в царском дворце, но и еще и в 1577 году, через шесть лет после оттоманского завоевания, она была украшена [окладом], и тот, кто украшал ее, конечно, видели облик Богородицы и Христа Святой Лик. Только теперь она невидима для всех, так что, те, которые пробовали открыть покров, которым закрыта святая икона, подвергались тяжкому наказанию со стороны Пресвятой Матери Божией, как об этом повествуется в «Описании», несмотря на то, что те, кто предпринимали эти попытки, были мужами добродетельными и людьми Божиими. Таков, человече, Промысел Божий, и попечение о нас...» (Ibid. Σ. 196; пер.: С. А. Иванов).
В основном это исцеления болящих и наказания дерзнувших увидеть изображенный на иконе лик Божией Матери, тем не менее встречаются и др. сюжеты. В «Сказании...» повествуется о чудесном спасении К. и. во время пожара 1365 г., когда чтимый образ вынес из храма паралитик, которого привезли в Киккский монастырь и положили перед иконой в надежде на его выздоровление. Во сне ему явилась Пресв. Богородица со словами: «Восстань и спасайся!» (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 111-112). Исцеленный сообщил об этом чуде кипрскому кор. Петру I Лузиньяну, и тот вместе с супругой Элеонорой Арагонской выделил средства на восстановление монастыря. Икона уцелела и во время пожаров 1542, 1751 и 1813 гг.
В заключительной части «Сказания...» говорится о многочисленных исцелениях от иконы (в т. ч. слепцов и бесплодных женщин) и о помощи при засухе и нашествиях саранчи (Ibid. Σ. 114). В добавлении к «Хронике» Леонтия Махераса (Oxon. Selden. Supra 14, 1555 г.) и в венецианских документах 50-х гг. XVI в. подтверждаются сведения из «Сказания...» о том, что К. и. почиталась как подательница дождя (Leont. Makhair. Chronicle. § 37; Grivaux G. Le monastère de Kykkos et ses revenus en 1553 // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. 1990. Τ. 1. Σ. 85-90). В 1683 г. голландец Корнелиус ван Брёйн слышал рассказ о крестном ходе с К. и. при нашествии в 1668 г. саранчи и о чудесном появлении птиц, истребивших этих насекомых (Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus / Transl. C. D. Cobham. Camb., 1908. P. 242). В 1699 г. при посещении Киккского монастыря Александрийский патриарх Герасим II попытался увидеть икону, но был наказан за дерзость. Раскаявшись, патриарх составил документ, к-рый Ефрем Афинянин включил в «Описание... Киккского монастыря» (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 107-112).
Помимо многочисленных исцелений (напр., Аргириса из Кастории и проводника караванов Георгиоса) Ефрем Афинянин приводит такие чудеса от К. и., как спасение сорвавшихся в пропасть (случай с ребенком и с протопсалтом Хрисанфом) и попавших в шторм (мон. Григорий), а также прекращение эпидемий. Он рассказывает, как один «мавр» попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель руки «мавра» была подвешена рядом с иконой в память об этом событии (Ibid. Σ. 102-103). Однажды во время засухи наместник острова призвал игумена и объявил ему, что если икона не ниспошлет дождь, то он казнит его и сожжет чудотворный образ. По молитве игумена и братии хлынул ливень, после чего наместник разрешил беспрепятственное совершение крестных ходов с К. и. по острову (Ibid. Σ. 103). Когда др. наместник, Бекир-паша, требовал у мон-ря деньги, иноки спрятали К. и. в пещере недалеко от обители. Хотя было лето, 3 дня продолжалась сильная гроза с ливнем, что бывает на Кипре только зимой. Это природное явление испугало турок, и они оставили мон-рь в покое (Ibid. Σ. 103-104).
В «Описание... Киккского монастыря», изданное в 1782 г. с исправлениями и дополнениями Серафимом Писсидийцем, добавлено чудо об источнике, к-рый забил по молитве к К. и. умиравшего от жажды монаха (Ibid. Σ. 179). Это произошло в Пирги, одном из владений Киккского мон-ря, расположенном недалеко от обители. Св. вода из этого источника исцелила иером. Мелетия от отеков головы, мон. Антонию-кузнецу залечила раны на ногах, мон. Парфения спасла от горячки (Ibid. Σ. 179-180). Благодаря чудодейственной силе иконы исцелился бесноватый иконописец Иаков (Ibid. Σ. 185-186). Когда после пожара 1751 г. братия временно переселилась во владение Василики, произошло следующее чудо: иноки отправились к сгоревшему мон-рю и издалека увидели в нем необычный свет. В др. раз они заметили обходящую обитель деву, блистающую как солнце (Ibid. Σ. 188). Аналогичное явление произошло после пожара 1813 г.: монахи услышали, что в разрушенном соборе совершается служба, увидели свет и окруженную сиянием женщину (Ibid. Σ. 526-527). Во время строительства нового собора (1755) на мастеров обрушился купол, но чудесным образом никто не пострадал (Ibid. Σ. 189). В 1771 г. иером. Иоанн Родосец из Иерусалима, попытавшийся открыть завесу, чтобы увидеть икону, на неск. часов остолбенел и потерял дар речи (Ibid. Σ. 199-201).
В «Описании... Киккского монастыря» 1819 г. приведены новые чудеса: напр., прекращение в 1782 г. засухи после крестного хода с К. и. Во время этой процессии помимо исцелений верующих были зафиксированы случаи наказания нечестивых (агаряне в Морфу, армянка в Никосии, Иосиф в Китрее, женщина в Эксо-Метохи, к-рая после раскаяния сразу выздоровела), обращения иноверных (явление Богоматери «язычнику»-американцу в Ларнаке) и помощи пришедшим поклониться иконе мусульманам (дети турок в Аликесе). Ночью на обратном пути к подворью арх. Михаила, где тогда временно хранилась икона, чудотворный образ сопровождало светящееся облако (Ibid. Σ. 503-510).
В научный оборот введено ок. 20 икон типа «Киккотисса», датируемых XII-XVI вв. Древнейшим из сохранившихся списков является икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (48,5×41,2 см), созданная в 1-й пол. XII в. (Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent. // Sinai: Treasures of the Monastery / Ed. K. E. Manafes. Athens, 1990. P. 105, 385. Not. 26-28. Pl. 19) или в середине этого столетия (Παπαμαστοράκης Τ. Εικόνα Παναγίας Βρεφοκρατούσας με μορφές της Παλαιάς και της Καινής Διαθήκης // Μήτηρ Θεού: Απεικονίσεις της Παναγίας στη βυζατινή τέχνη / Επιμ. Μ. Βασιλάκη. Γενεύη; Μιλάνο, 2000. Σ. 314-316). По мнению Х. Бельтинга, композиция этой иконы не столько повторяет, сколько развивает до тронного варианта иконографию чудотворного образа, написанного ап. Лукой (Бельтинг. 2002. С. 330-333). В центре изображена Богоматерь на престоле, сидящая в 3/4-ном повороте влево и склонившая голову к Младенцу. Их образы вписаны в арку, в верхних углах средника помещены медальоны с полуфигурами архангелов, поклоняющихся Пресв. Богородице. Над аркой изображен Христос Судия в славе с символами евангелистов и ангельскими силами, по сторонам в клеймах - святые (апостолы, пророки, праотцы и Богоотцы). Необычна поза Младенца, сидящего на левой руке Богоматери: Его ручки и ножки раскинуты, что напоминает иконографический тип «Взыграние». Правой рукой Он опирается на руку Матери, левой, завернутой в складку мафория, держится за Нее, левая ножка выставлена вперед. Большинство исследователей относят эту икону к к-польской школе (Д. Мурики, Т. Папамасторакис и др.), но П. Л. Вокотопулос отметил выполнение нимбов и медальонов др. оттенком золота, чем фон, что является характерным приемом синайской мастерской (Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινὲς Εἰκόνες. ᾿Αθήνα, 1995. Σ. 48-49, 196-197). Общая композиция этой иконы, в т. ч. средника с Богоматерью и Младенцем на престоле, достаточно близко повторена на списке К. и. кон. XII в. почти такого же размера (48,5×37 см) из ГЭ, где поверх мафория голова Богородицы покрыта дополнительным платом и поза Младенца изменена - Он обращен ликом к Матери (Искусство Византии в собр. СССР: Кат. М., 1977. Т. 3. № 883; Этингоф О. Е. Образ храма в иконах «Богоматерь с пророками» XII в. // Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 179. Ил. 11). Появление плата Л. Хадерман-Мисгиш связывала с влиянием итал. искусства в эпоху крестоносцев (Hadermann-Misguich. 1991), хотя наличие этой детали на визант. памятниках более раннего времени оставляет вопрос открытым (напр., красный плат есть уже на иконе Божией Матери «Феоскепаста» из одноименной церкви в Пафосе, к-рая датируется кон. XII в.- Weyl Carr. 2005. P. 171). А. Вейл Карр предположила, что цвет плата может быть связан с производимой на Кипре пурпурной тканью с золотыми нитями, к-рой славился остров (Eadem. 1997. P. 114).
Среди памятников посл. четв. XIII в. известен диптих небольшого формата, хранящийся также в монастыре вмц. Екатерины на Синае (51×39,7 см), к-рый, согласно М. Аспра-Вардаваки, был изготовлен в синайской мастерской ок. 1280 г. (᾿Ασπρᾶ-Βαρδαβάκη Μ. Δίπτυχο. Α´. ῾Αγιος Προκόπιος. Β´. Παναγία Κυκκώτισσα και άγιοι // Μήτηρ Θεού. 2000. Σ. 444-446). На левой створке диптиха помещено изображение вмч. Прокопия, на правой - Богоматери с Младенцем. Этот образ традиционно ассоциируется с «Киккотиссой» из-за плата на мафории, несмотря на отличие в позе Младенца, к-рая восходит не к типу «Взыграние», а скорее к изводу «Спас Недреманное Око»: Богомладенец почти лежит на обеих руках Матери, Его головка склонена к плечу, ручки и ножки опущены. Ярко-красный плат, покрывающий мафорий Богоматери, расшит жемчугом и узорным золотым орнаментом. Этот вариант композиции, связанный с взаимными влияниями в иконографии Византии и лат. Запада, получил почитание в Европе и послужил образцом для некоторых уникальных икон. Так, напр., происходящая из Бржезнице и созданная в 1396 г. по заказу кор. Вацлава IV икона Богоматери с Младенцем (Национальная галерея, Прага) повторяет чудотворный, написанный, по преданию, ап. Лукой образ из Роуднице, к-рый, как считает Бельтинг, был привезен из Византии (Бельтинг. 2002. С. 377-379).
На иконе из ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (96,5×62,5 см), к-рую искусствоведы относят к XIII в. (῾Ιερὰ Μητρόπολις Μόρφου. 2000. Σ. 254), повторена иконография синайского диптиха. Сходны не только позы, но и плат на голове Божией Матери, имеющий такой же ярко-красный цвет и крестообразный золотой узор. Тем не менее в деталях есть отличия (напр.,белый по цвету свиток в опущенной руке Младенца). О том, как были изображены Его ноги, нельзя судить из-за утраты красочного слоя в нижней части иконы. Константинидис считает, что эта икона могла быть создана в той же мастерской, что и синайский диптих (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 65), хотя ее живописное исполнение не столь высокого качества.
Вероятно, на ранних стадиях почитания нек-рые детали в облике «Киккотиссы» могли меняться, а сами иконы укрупнились в размерах, по-видимому, в связи с предназначением для местного ряда иконостаса. На иконе из ц. Панагии Асину (Византийский музей в Никосии) (72,5×56 см), датируемой Папагеоргиу посл. четв. XIII в. (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 55, 57), Богородица поддерживает 2 руками Сына прямо перед Собой; одна ножка Младенца обнажена (положение ног плохо различимо из-за утрат), изгиб Его правой руки близок к изображенному на синайской иконе XII в., киноварный свиток в левой руке, др. концом лежит на ладони Матери. Взгляды обоих устремлены на молящегося. Плат поверх мафория отсутствует, на золотистом хитоне Младенца - красная перевязь и синий гиматий.
Тем же веком датируются списки К. и., на к-рых композиция дается в зеркальном варианте, когда Младенец находится не на левой, а на правой руке Матери, как на местной иконе из собора мон-ря Пресв. Богородицы Саламиниотиссы близ Пафоса (96×64 см), к-рую после реставрации датировали XIII в. (Χατζηχριστοδούλου, Γερασίμου. 2001. Σ. 55). Цветовое решение изменяется: помимо ярко-красного плата в темно-красный цвет окрашены хитоны Богоматери и Младенца и Ее мафорий. На этой иконе в отличие от синайских прототипов XII-XIII вв. Младенец смотрит в сторону, в то время как Богородица - на молящегося; фон золотой, нимбы и кайма плата с лепным рельефом (пастилья) и позолотой.
Данный иконографический извод, как отмечает Вейл Карр, стал рано известен за пределами Кипра: напр., икона Божией Матери «Знаменская» или «Победная» (Мадонна del Vessillo) кон. XIII - нач. XIV в. из собора в Пьяцца-Армерине на Сицилии. По композиции она очень похожа на синайскую икону XII в.: наклон головы Богоматери, движения Младенца характерные для «Взыграния», Его красная длинная туника надета поверх полупрозрачной рубашки с крапчатым узором. Одеяния закрывают ножки до колен, а на груди образуют V-образную складку, наподобие диаконского ораря. В отличие от большинства древних и более поздних списков К. и. на этой иконе Богоматерь держит обеими руками Младенца перед Собой, плат на мафории серого цвета. По преданию, икона была прикреплена к знамени, которое папа Римский Николай II подарил норманнскому гр. Рожеру I при подписании договора в Мельфи (1059). С угасанием династии норманнских правителей Сицилии знамя было утеряно, и лишь в 1348 г. оно было обретено во время эпидемии чумы, помещено на деревянную основу и перенесено в Пьяццу (ныне Пьяцца-Армерина). О том, что икона привезена скорее всего с Кипра, свидетельствует не только сходство с К. и., но и накладной тисненый орнамент на полях и нимбах, к-рый не соответствует датировке ранее кон. XIII в. Сходство с «Киккотиссой» имеют и др. иконы, почитаемые в Юж. Италии и на Сицилии, прежде всего те, происхождение которых связано со Св. землей и с крестоносцами: напр., «Мадонна дельи Алеманни» («Немецкая Богородица») из ц. Санта-Мария-делла-Неве в Нуоро (нач. XIV в.). Дополнительный плат встречается на сицилийских иконах, в т. ч. других иконографических изводов, напр. «Млекопитательницы», как на иконе «Мадонна дель Пилерио», где он красного цвета (2-я пол. XIII в., Национальная галерея, Козенца), и на иконе Богоматери с Младенцем и ангелами (2-я пол. XIII в.) из ц. Сан-Франческо в Аверсе, где он светло-голубой.
Е. Цигаридас считает, что использование для главного Богородичного образа Афона иконы «Достойно есть» из собора Протата в Карее (к-рую он датирует 2-й пол. XIV в.) иконографического типа «Киккотиссы» свидетельствует о ее широком почитании. При этом исследователь не исключает, что образцом для «Достойно есть» могла послужить к-польская икона, восходящая к написанному ап. Лукой образу Божией Матери «Елеусы» из дворца имп. Алексея I (Τσιγαρίδας. 2001. Σ. 187).
Для кипрских храмов, расположенных недалеко от Киккского мон-ря, в долине Маратаса, особенно для церквей с. Калопанайотис, был создан целый ряд списков К. и., однако до XV в. ни один из них не имел надписи с наименованием извода. Все списки принадлежат к одному варианту данного иконографического типа, но неодинаковы по размерам, деталям иконографии и колорита. Вейл Карр отметила, что эти ранние повторения «Киккотиссы» не совпадают в точности с окладом 1576 г. и различаются между собой (Weyl Carr. 2004. Σ. 107). В датировке иконы из ц. Панагии в Калопанайотисе (109×72,2 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) имеются значительные расхождения: кон. XIII - 1-я пол. XIV в. или кон. XIV в. (Ibid. Pl. 6; Eadem. 2005. P. 169). Младенец облачен в короткий золотой хитон, под к-рым надета прозрачная рубашка, и препоясан красной перевязью, обвитой впереди дополнительной синей лентой; киноварью написан свиток с золотыми шнурами, который вместе держат Мать и Сын, плат, покрывающий плечи Богородицы, и сандалии Младенца. Богатое узорочье, воспроизводящее золотое шитье, украшает также края мафория, поручи, синее платье. Взгляды Матери и Богомладенца устремлены на молящегося. О почитании иконы свидетельствуют золотой фон и нимбы из посеребренной меди. Изображение Христа на этой иконе, как и на большинстве списков К. и. из селений долины Маратаса, имеет такую отличительную деталь, как длинные волосы, характерные не для младенческого, а для отроческого возраста. На данной иконе они спускаются до плеч, на других - за спину.
Икона из ц. мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (91,5×61,3 см; Музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) до реставрации датировалась XVI в. (Eadem. 2004. Σ. 112), в наст. время ее относят к XIV в. Крестообразный 4-лепестковый узор на красном плате напоминает орнамент плата синайского диптиха посл. четв. XIII в. Одежды Иисуса Христа и свиток красного цвета, на груди Младенца - синяя перевязь с красной обвивающей лентой, на ногах - красные сандалии. Одежды покрыты золотым ассистом, под коротким хитоном, как и на предыдущей иконе,- прозрачная рубашка. Утраты живописи, появившиеся, очевидно, в результате особого почитания (целования, омовения) образа, не позволяют уточнить положение левой руки Богоматери. Папагеоргиу считал, что икона из ц. вмц. Марины в Калопанайотисе (119×84 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) выполнена в XIV в. (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 72-73), Вейл Карр уточняет эту датировку - кон. XIV в. (Ibid. Σ. 110). Образ является 2-сторонним (на обороте «Снятие с креста»), т. е. использовался в крестных ходах. Красочный слой имеет серьезные утраты. Изображение Божией Матери сопровождается надписью: «Афанасиотисса». Образ сходен с иконой из ц. мучеников Сергия и Вакха (позы, детали рисунка, расцветка одежд, в т. ч. перевязи синего цвета на груди Младенца); среди некоторых отличий - перевязь без дополнительной обвивающей ленты. Медальоны с 2 ангелами, руки которых покрыты покровами-сударями, могут восходить к к-польским образцам или обозначать особое почитание данной иконы, уподобляющее ее чтимому образу «Одигитрии»; возможно, икона почиталась как покровительница города, селения или церкви. Незаурядное живописное качество указывает на ее создание в мастерской крупного художественного центра.
Икона из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты между Като-Пиргосом и Пано-Пиргосом (105×82,5 см; Музей Киккского мон-ря), созданная в кон. XIV в. или несколько ранее (Ibidem), по композиции близка к спискам К. и. из храмов Панагии и мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе: сходны положение Младенца и наклон головы Богоматери, жесты, цвета одежд и свитка. Отсутствует дополнительная лента на перевязи хитона. С. К. Пердикиc отмечает высокие художественные достоинства иконы, что, по его мнению, указывает на образец к-польского происхождения (῾Ιερὰ Μητρόπολις Μόρφου. 2000. Σ. 282-283).
Икона из парекклисиона Пресв. Богородицы Феоскепасты в Калопанайотисе (113×82,5 см; находится в Латинской капелле собора мон-ря прп. Иоанна Лампадиста), написанная, как считает Вейл Карр, в кон. XIV в. или ок. 1400 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 110), иконографически очень близка к образу из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты. Отличия: перевязь хитона и свиток белого, а не красного цвета, на ногах - черные сандалии; перекрестье на нимбе Христа выделено красным, оба нимба имеют окантовку из цветных точек, имитирующих обнизь из драгоценных камней. Эта икона, судя по сохранившейся ручке с 3-частной вилкой, тоже использовалась как выносная и принимала участие в крестных ходах, подобно «Афанасиотиссе» и К. и. из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты.
На Кипре также существовали иконы, где средник с изводом К. и. окружали клейма со сценами из Жития Богоматери, как на иконе из ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (72,5×56 см; Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии), которую исследователи относят к 1-й пол. XV в. (Papageorgiou A. Icones de Chypre. P.; Gen.; Münch., 1969. P. 48; Weyl Carr. 2004. Σ. 110. Pl. 7). Как и на иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты, художник использовал один цвет для плата Богоматери, перевязи на хитоне Младенца и свитка. Тема буд. страданий Спасителя подчеркнута не только ярким красным оттенком в одеждах, но и цветом перекрестий на Его нимбе.
В XV в. появились иконы, на которых приводится именование чудотворного первообраза - «Киккотисса», но при этом они могли отличаться и от более древних кипрских икон, и между собой. На иконе из ц. св. Параскевы в Мутуласе (101,3×71,4 см; Музей Киккского мон-ря), датируемой XV-XVI вв. (Byzantine Medieval Cyprus. 1998. P. 212-213) или ок. 1500 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 112), надпись: «Η ΚΗΚΗΟΤΙΣΑ» - располагается слева от нимба Богоматери. Волосы Младенца уложены косицей. Из-под хитона видны рукава прозрачной рубашки. Здесь, как и на иконе Божией Матери «Саламиниотисса», Богородица держит Младенца на правой руке. Такова же особенность композиции иконы из ц. Пресв. Богородицы в с. Лемиту (109×70,7 см), к-рая, как считает Вейл Карр, была создана в XV-XVI вв. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8; С. Софоклеус датировал ее кон. XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 336). На этой иконе как нимб, так и головной покров Богоматери выполнены лепным рельефом (пастилья), характерным для кипрского иконописания.
К этому же времени восходят примеры повторения чудотворного образа «Киккотиссы» в монументальной живописи, напр. фреска в ц. мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу ок. 1500 г. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8) или XV-XVI вв. (Papageorgiou A. Letymbou and the Church of Saint Kerykos and Ioulitta at Letymbou. Letymbou, 2008. Fig. 40). Сохранившийся медальон в правом верхнем углу с надписью: «Μ(Η)Τ(Η)Ρ Η ΚΥΚΚΗ...» - указывает на осознанное воспроизведение иконографии почитаемого образа. Утрачена нижняя часть композиции, но характерный наклон фигур, изгиб правого локтя Младенца и красный плат повторяют извод, к-рый был типичным для списков К. и. XIV в. Фреска в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Лисо также датируется ок. 1500 г. или XVI в. (Weyl Carr. 2004. Σ. 109, первоначально она вслед за Софоклеусом придерживалась датировки XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 330, 333). Она воспроизводит вариант, наиболее близкий к кипрским иконам из Калопанайотиса и к иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты: прозрачная рубашка под хитоном, белого цвета перевязь и свиток, обилие орнаментов, красный плат Богоматери, украшенный крестообразным 4-лепестковым узором. Необычно изображен высокий лоб Младенца - с 2 отступающими «мысками» волос. Хотя фреска не имеет поясняющей подписи, ее расположение в храмовом интерьере не оставляет сомнений в местном почитании или воспроизведении уже чтимого оригинала. Фигуры помещены в нишу, обрамленную, подобно иконе, красной полосой-опушью, потолок углубления украшен растительным орнаментом по белому фону, боковые стенки имеют изображения, напоминающие укрепленные в «держателях»-подставках круглые рипиды с образами херувимов на тех же синих фонах, что и образ на центральной стене ниши. Возможно, под влиянием европ. живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты - округлые щеки, улыбающиеся губы, большие глаза.
Иконы XVI в. сопровождаются эпитетом «Киккотисса» гораздо чаще, что свидетельствует об уже сформировавшейся традиции почитания. Как правило, это выносные иконы - напр., образ из ц. Пресв. Богородицы «тис Кивоту» в с. Айос-Теодорос в Пицилье (100,4×65,3 см), созданный, по мнению Вейл Карр, в XVI в. (Weyl Carr. 2004. Σ. 112, она опровергает датировку Софоклеуса - кон. XIII в.- Σοφοκλέους. 1993. Σ. 329-348; Sophocleus S. Icon of Cyprus, 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 90, 156). Эпитет «ΚΗΚΗΟΤΗΣΑ» написан справа от нимба Богоматери. В технике пастилья сделаны фон, нимбы и кайма на плате Богоматери, полностью покрытом крестообразным 4-лепестковым орнаментом, а также каймы ворота и рукавов синего платья Пресв. Богородицы. Свиток в руках золотистого цвета, синяя перевязь на груди Христа дополнительно перевита красной лентой, что роднит икону с образами XIV в. из нек-рых храмов Калопанайотиса.
Иконы XVI в., сопровождаемые эпитетом «Киккотисса», имеют отличия между собой. Икона с надписью: «῾Η ΚΥΚΗΟΤΙΣΑ» - в 3 строки из ц. Честного Креста в Педуласе (89,5×54,4 см; Византийский музей с. Педулас) создана «смиренным Лукой», по мнению Папагеоргиу, в 1-й пол. XVI в. Этот исследователь усматривает в ней влияние итал. живописи (Παπαγεωργίου. 1991. Σ. 130, 136), тогда как Вейл Карр указывает на следование палеологовским традициям (Weyl Carr. 2005. P. 172). В отличие от цветового решения более ранних икон колорит этого списка темнее: золотой фон, насыщенный сине-зеленый цвет плата Богоматери, украшенного не крестообразным, а сердцевидным золотым орнаментом, синий свиток. Рукава рубашки, надетой под красным хитоном, изображены непрозрачными, как на более ранних списках: положенные сеточкой штрихи белил создают эффект белой полупрозрачной ткани. Синяя перевязь на груди имеет 2 узла, напоминая о перевязях на воинских доспехах. Русые локоны Младенца ниспадают до плеч. Вейл Карр считает эту икону наиболее близкой по иконографии к окладу 1576 г. чудотворной К. и. (Eadem. 2004. Σ. 107). Кроме того, по-видимому, к XVI в. следует отнести список К. и. из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Орунде, на котором Пресв. Богородица держит Младенца на правой руке. Одежды Богоматери и Младенца выполнены разными оттенками красных цветов, хитон отличается от изображенных на более ранних списках глубоким V-образным вырезом.
В XVII в. в иконографии К. и. появились новые черты: за счет изменения положения правой ноги Младенца Его поза становится более близкой к сидящей (Ibid. Σ. 119); в руке Он держит не свернутый, а открытый свиток с евангельским текстом: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» (Лк 4. 18, где цитируется текст прор. Исаии (Ис 61. 1-2)); в надпись перед названием иконы «Киккотисса» добавлен эпитет «Елеуса»; плат закрывает лоб Богородицы так, что из-под него не видно мафория. Древнейший сохранившийся список нового извода - икона XVII в. из Музея Киккского мон-ря (99,2×70,4 см); на ней одежды Христа состоят из охряного цвета короткого хитона, белой рубашечки и темной перевязи на груди, а испод мафория Богоматери написан темно-синим с белильными высветлениями, что создает эффект переливающейся на свету ткани. Вейл Карр называет неск. примеров нового типа К. и. (Weyl Carr. 2004. Σ. 119-120), среди которых есть и иконы малого формата, копии, возможно игравшие роль заместительниц храмовых почитаемых образов: иконы из ц. мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (26×19,3 см), XVII (?) в., из мон-ря Хиландар на Афоне (31×28 см), XVII в. (в зеркальном отражении, имеет оклад, по-видимому, рус. работы), из ц. прп. Саввы Освященного в Александрии (75×56 см), 1659 г. (написана киприотом Александрийским патриархом Паисием - Τηλλυρίδης. 1990), из ГТГ (130×76 см), 1668 г. (худож. Симон Ушаков, в зеркальном отражении), диптих К. и. и вмц. Екатерины из Пинакотеки Ватикана (15,5×13 см), нач. XVIII в. Наряду с иконами нового типа воспроизводится и «византийский» извод: напр., икона 1757 г. из Киккского мон-ря (123×79 см), написанная иеродиак. Харалампием Киккотом, следует визант. образцам, единственная новая деталь - растительный орнамент головного покрова Богородицы (Γκράτζιου. 1993/1994. Σ. 320).
Появление гравюр с изображением К. и. оказало значительное влияние на развитие ее иконографии и на распространение почитания, с которым связано большое число поздних списков. Первая известная гравюра из «Описания... Киккского монастыря» (1751) иконографически близка к новому типу К. и., но наименование иконы меняется: вместо ῾Η ᾿Ελεοῦσα ἡ Κυκκιώτισσα ее подписывают как ῾Η ᾿Ελεοῦσα τοῦ Κύκκου - акцент сделан на связи чудотворного образа с монастырем, чему Вейл Карр придает большое значение (Weyl Carr. 2004. Σ. 121).
Немного позднее началось производство предназначенных для паломников гравюр с изображением К. и., ее чудесами и видом Киккского мон-ря в нижней части, что свидетельствует о росте почитания этой иконы именно как монастырской святыни. В 1778 г. в Венеции была отпечатана гравюра на меди (96×67 см) по рисунку 1776 г. Михаила Фессалоникийца, сына Апостолиса, резчики - Инноченте Алессандри и Пьетро Скатталья (тираж 3 тыс. экз., из них 20 были раскрашены 2 художниками). В центре помещен образ К. и. в богато орнаментированной раме. Богоматерь облачена в традиционные одежды (синее платье с золотыми поручами и коричневый мафорий), которые покрывает ярко-красный плат с шитой каймой. Младенец держит свиток с текстом (Лк 4. 17), архангелы Михаил и Гавриил, венчающие Богоматерь,- свитки со словами из 1-го икоса Акафиста Пресв. Богородице: «Радуйся, яко еси Царево [седалище]; радуйся, яко носиши [Носящаго вся]». В облаках парят еще 4 ангела, в углах помещены полуфигуры 4 пророков. К. и. сопровождает надпись: «῾Η ᾿Ελεοῦσα τοῦ Κύκκου». Вокруг центрального изображения К. и.- 14 клейм с историей чудотворного образа, каждое заключено в барочный орнаментальный картуш: «Богоматерь просит ап. Луку написать Ее икону, арх. Гавриил приносит доски», «Ап. Лука пишет икону», «Ап. Лука приносит иконы Богоматери для благословения», «Прп. Исаия с Мануилом Вутомитом просят икону у Алексея I Комнина, и Богоматерь является во сне императору», «Процессия во главе с Алексеем I и Константинопольским патриархом несет икону на корабль, отправляющийся на Кипр», «Прибытие иконы на Кипр и вручение прп. Исаии императорского хрисовула с привилегиями монастыря», «Исцеление ребенка перед иконой на Кипре и расслабленного в Константинополе от покрова иконы», «Богоматерь наказывает нечестивого мавра, и у него отсыхает рука», «Богоматерь спасает упавшего с обрыва монаха», «Спасение потерпевшего кораблекрушение», «Сцены исцелений перед иконой», «Богоматерь посылает ливень после угрозы турецкого наместника сжечь икону, если не прекратится засуха», «Спасение иконы исцеленным паралитиком во время пожара 1365 г.», «Братия возвращает спасенную икону в монастырь». История К. и. запечатлена также на иллюстрациях ко 2-му изданию «Описания... Киккского монастыря», подготовленному в 1782 г. Серафимом Писсидийцем. Однако есть факты, свидетельствующие о более раннем издании, т. к. гравюра 1778 г. названа «новой гравюрой чтимой иконы Киккского монастыря» (Περδίκης. 1990. Σ. 33; Γκράτζιου. 1993/1994. Σ. 319). В ней заметно сильное влияние зап. живописи (светотеневая моделировка, элементы прямой перспективы, архитектура стиля барокко). Если на гравюре 1751 г. лики имеют вытянутую форму, а ноги Младенца длинные и стройные, то на гравюрах 2-й пол. XVIII в. лики приобретают округленность, ножки Христа изображены пухлыми, как у малолетнего ребенка (Γκράτζιου. 1993/1994. Σ. 324).
Такая характерная для поздних икон «Киккотиссы» деталь, как включение в композицию фигуры ап. Луки, появилась во 2-й пол. XVIII в. Она встречается и в более ранних произведениях, чем гравюра 1778 г. Напр., на иконе 1761 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Миликури (41,5×36,5 см) 2 нижних ряда занимают поясные изображения святых, над ними помещены 3 написанные ап. Лукой иконы (К. и. представлена в середине). Богоматерь и ап. Лука представлены по сторонам центральных изображений чудотворных образов: Она стоит перед иконами, обращаясь к Богу Отцу, текст моления красными буквами соединяет Ее и небесный сегмент; апостол прикасается к одной из написанных им икон правой рукой, а левую поднимает в жесте адорации (о почитании ап. Луки как иконописца и об иконах на связанные с этим сюжеты см., напр.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 106-134; Она же. Новоприобретенная икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» в собр. М. Е. Елизаветина и изображения св. Луки-иконописца в правосл. искусстве позднего средневековья // ИХМ. 2010. Вып. 11. С. 320-335).
Изображение «Киккотиссы» как чудотворного образа включается в композицию икон вместе со святыми, на предстательство к-рых возлагал надежду заказчик: так, на триптихе 1764 г. (35,4×26 см; Музей Киккского мон-ря) из ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Строволосе в центральной части над плывущим кораблем изображена К. и. и рядом с ней ап. Лука, на створках - свт. Спиридон Тримифунтский и вмч. Мина.
На фронтисписе «Описания... Киккского монастыря», опубликованного в 1782 г., изображение К. и. по иконографии ближе не к помещенному в издании 1751 г., а к представленному на гравюре 1778 г.: соотносятся типы ликов и присутствует деталь, которая войдет в более поздний извод К. и.: Богоматерь венчают 2 ангела со свитками, содержащими слова из 1-го икоса Акафиста. Ноги Младенца на гравюре 1782 г. изображены не в динамичном размахе, а спокойно опущенными. К этой гравюре восходят, по всей вероятности, списки К. и. последних десятилетий XVIII в. из Византийского музея в Фессалонике (36,5×27 см и 42,5×31 см) и из частного собрания в Цюрихе, на к-рых 2 ангела возлагают венец на главу Богоматери (Γκράτζιου. 1993/1994. Σ. 321, 325). Их отличительная черта - свиток развернут в 2 «завитка».
Мн. списки К. и. совмещают изображение коронования Богоматери ангелами и образ ап. Луки. Напр., на серебряном окладе К. и. 1778 г., изготовленном по заказу иером. Иеремии из Митилины в одной из мастерских М. Азии (55,5×41 см; Византийский музей в Афинах), поясное изображение ап. Луки помещено на облаке на уровне плеч Богоматери и Младенца. Богоматерь венчают ангелы, один из них держит свиток, другой - кадильницу. На иконе 1788 г. из Синайского мон-ря (фотография, архив Византийского музея) Богоматерь коронуют 2 ангела со свитками, слева - ап. Лука с кистью в руке завершает написание иконы; похожий извод представлен на кипрской иконе кон. XVIII в. (Музей икон в Рекклингхаузене): апостол прикасается кистью к глазу Младенца, а сам устремил взгляд на молящегося. На иконе «Киккотиссы» с образом ап. Луки XVIII-XIX вв., которая происходит из Каппадокии (31×24 см; Музей Бенаки в Афинах), ангелы отсутствуют, а венец над главой Богоматери остался. На нек-рых списках К. и. фигуры святых, помещенные рядом с Богоматерью и Младенцем, напоминают изображения патрональных святых, напр. на иконе, выполненной по заказу некоего Манолакиса (43,5×37 см; частная коллекция в Швейцарии), помимо ап. Луки внизу представлены коленопреклоненные свт. Николай Чудотворец и сщмч. Харалампий.
Приглашенный на Кипр критский живописец Иоаннис Корнарос выполнил неск. списков К. и. Икона 1789 г., находящаяся в соборе Киккского мон-ря в местном ряду иконостаса, первая слева от царских врат, по иконографии повторяет икону 1757 г. Монументальный живописный образ в среднике фланкирован небольшими фигурами святых, отчеканенными на боковых полях оклада, что вызывает в памяти принципы обрамления почитаемых икон еще в визант. период. Другой список К. и. был выполнен Корнаросом в том же году для подворья Киккского мон-ря Айос-Прокопиос. Он скромнее по орнаментации на одеяниях, ноги Младенца спокойно лежат на руке Пресв. Богородицы, а не повторяют положение, характерное для визант. икон XII-XV вв. Лики отличаются характерной для стиля этого живописца округлостью. Богоматерь коронуют ангелы, на полях помещены фигуры святых, иногда попарно, в арочных клеймах, что не может не напоминать синайский список К. и. XII в. Образ ап. Луки, читающего Евангелие перед мольбертом, на котором стоит икона, помещен под средником. Еще один список К. и. находится в ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы в Ларнаке (1791). Изображение Божией Матери с Младенцем здесь обрамлено сценами из Акафиста Пресв. Богородице. В среднике Корнарос повторил новое положение ног Младенца. Богоматерь в короне, но ангелы изображены не возлагающими венец, а сложившими крестообразно руки на груди. В нижнем левом углу помещена маленькая фигура сидящего за мольбертом ап. Луки. Орнаменты опять в изобилии покрывают одеяния, дополнительный плат на плечах Богородицы уже не красный, а золотой, складки же мафория под ногами Младенца расположены так, что напоминают чашу или раму, своего рода пьедестал для всего образа, и переходят в развернутый свиток с комментирующей надписью. Отличительной чертой всех списков работы Корнароса является большое количество текстов, к-рые не только сопровождают фигуры святых, представленных рядом с «Киккотиссой», но и дополняют Ее образ в среднике.
Для местного ряда иконостаса собора Киккского мон-ря Корнаросом были написаны иконы, сюжеты которых представляют эпизоды из истории создания К. и.: «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792) и «Ап. Лука приносит Богоматери Ее икону для благословения» (1791). Эти сюжеты, имеющие повествовательный характер, заимствованы с гравюры 1778 г., но композиционно решены иначе. Иконографические схемы, восходящие к визант. палеологовским образцам, даются в стиле европ. искусства Нового времени: напр., 2-й сюжет напоминает рассматривание портрета заказчицей. На образах Киккотиссы, представляющих композиционный центр этих икон, ноги Младенца изображены в новом положении: они спокойно лежат на левой руке Богоматери и почти полностью закрыты длинным одеянием, к-рое по покрою отличается от традиц. одежд (вокруг шеи Христа отложной воротник с 3 кисточками). Первый сюжет повторен на гравюре на меди, выполненной в 1798 г. в Венеции гравером Дж. Джулиани по эскизу иеродиак. Харалампия Киккота. Второй - на гравюре 1802 г. того же иеродиак. Харалампия; это изображение с изменением нек-рых деталей воспроизводилось на литографии 1848 г. (К-поль, литограф неизв.) и на гравюре 1851 г. (Афины, гравер И. Платис).
На гравюрах кон. XVIII-XIX в. в композиции К. и. появляются изменения, напр. положения ног Младенца, к-рые, следуя иконографии оклада 1795 г., изображают скрещенными: гравюры 1798, 1802, 1816 (Венеция, имя гравера неизв.) и 1851 гг., литография 1848 г. Подвлиянием гравюр в кон. XVIII-XIX в. было создано значительное число списков К. и. (Γκράτζιου. 1993/1994; Βολανάκης. 2001; Τούρτα. 2001; Χατζηχριστοδούλου, Γερασίμου. 2001). Только в Фессалонике в наст. время находится 10 списков К. и., созданных в посл. десятилетия XVIII - 1-й пол. XIX в. (Τούρτα. 2001. Σ. 162).
Кроме того, иконографический тип К. и. оказал влияние на др. изводы: напр., после утраты в поствизант. период оригиналов чудотворных образов Божией Матери «Трикуккиотисса» и «Хрисорройятисса» написанные вместо них иконы воспроизводили иконографию К. и.
Почитание К. и. повлияло на создание ее списков и в художественных мастерских церковных центров вне Кипра, в т. ч. на Афоне, откуда они расходились по всему правосл. Востоку (напр., список XVIII в. в Национальном историческом музее в Софии).
В России тип К. и. становится известен в период позднего средневековья, когда связи с правосл. Востоком оказали влияние на культуру. В рус. книжности XVI-XVII вв. зафиксированы сведения о почитании икон на Кипре и чудесах от нек-рых из них, прежде всего от иконы Божией Матери, вошедшие в сборник прп. Иоанникия Галятовского «Небо новое» (Львов, 1665). Судя по данным письменных источников, в России знали о неск. чудотворных образах Божией Матери на Кипре (Белоброва. 2005. С. 316-317), поэтому иконографию К. и. называли также Кипрской: в Сийском иконописном подлиннике 2-й пол. XVII-XVIII в. есть прорись Богоматерь с Младенцем на левой руке в изводе К. и. с подписью: «Изображение чюдотворнаго образа престыя Бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146). «Праворучный» вариант К. и. тоже был включен в Сийский иконописный подлинник (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 319; см. также: Покровский. 1898. С. 173; Белоброва. 2005. Ил. 147) и, видимо, восходил к работам мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. На обеих прорисях среди одежд Младенца присутствует рубашечка с короткими рукавами. Из документов известно, что неск. лучших «царских изографов» сер.- 2-й пол. XVII в. создавали списки К. и. для кремлевских и московских храмов: Симон Ушаков, Тихон Филатьев и др. Одна из наиболее известных икон этого извода работы Симона Ушакова была написана для московской ц. во имя свт. Григория Неокесарийского (1668, ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 2. С. 413-414. № 914; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 692, 702). Название иконы дано по-гречески - « Η ΕΛΕΟΥΣΑ Η ΚΥΚΥΟΤΙΣΣΑ», как и надпись на развернутом свитке Младенца (Лк 4. 18), русский перевод сделан более мелким шрифтом на фоне рядом со свитком. По композиции этот образ повторяет К. и. нового типа в зеркальном варианте - с Младенцем на правой руке. Под хитоном Младенца белая рубашечка с короткими рукавами, на груди синяя перевязь. Одежды и покровы усыпаны золотыми узорами, в письме одежд использовано твореное золото, так что икона в букв. смысле сияет. Стиль лично́го письма в духе «живоподобия» близок к др. работам мастера. Эта икона послужила образцом для повторений, к их числу принадлежит рус. икона 2-й пол. XVII в. большого размера (ГЭ, см.: Пятницкий. 2006. С. 522). Интересно, что в надписях на рус. иконах обязательно присутствует такой эпитет К. и., как «Елеуса» (Милостивая), хотя справедливо отмечено, что данный извод правильнее называть «Взыграние Младенца» (Кондаков. 1910. С. 187).
Еще один список К. и. был исполнен тем же мастером «со учеником» для Успенской Флорищевой пуст. (судя по вкладной надписи на иконе: «Въ обитель Пресвятыя Богородицы на Красныхъ горахъ») в Гороховецком у. Владимиро-Суздальской епархии (1675, ныне в ГВСМЗ, см.: Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 688, 703; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 430-433. Кат. 90). На ней композиция соответствует большинству списков визант. и поствизант. времени (Младенец на левой руке Богоматери), а тип и цвет одеяний и плата Богоматери имеют сходство с иконой, написанной для ц. свт. Григория Неокесарийского. Надпись, сделанная также по-гречески, дана в 2 строки по сторонам нимбов. Именно так размещена аналогичная надпись на прориси в Сийском иконописном подлиннике (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 319), в то время как композиция повторяет лист с образом, названным «престыя Бдцы Кипрския» (Там же. Л. 440). Мастер Тихон Филатьев написал для московской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине парные иконы Иисуса Христа и Божией Матери, последнюю - в изводе К. и. (1690-1691, ГИМ, см.: Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография Богоматери и Богородичные праздники / Предисл., сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 8; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 730; Пятницкий. 2006. С. 521). На ней композиция, известная по иконе Ушакова, приобрела бо́льшую монументальность, фигура Богоматери заполнила почти все поле средника, греч. надпись размещена симметрично по сторонам фигуры, одежды насыщены золотыми узорами. К этому же направлению исследователи относят икону из собрания В. А. Прохорова, некогда находившуюся в коллекции Русского музея имп. Александра III (ныне в ГЭ; Н. П. Кондаков считал ее произведением кипрского мастера, см.: Кондаков. 1902. С. 176; см. также: Белоброва. 2005. С. 319, 323; Пятницкий. 2006. С. 518-519). Возможно, икона работы мастеров того же круга была вложена в мон-рь Хиландар (Кондаков. 1902. С. 175; Он же. 1910. С. 187. Рис. 134); она близка к рус. произведениям светлым фоном, монументальностью композиции и фигур Богоматери и Младенца, наличием оклада, повторением надписи в той формулировке и написании, к-рые характерны для рус. икон 2-й пол.- кон. XVII в.
Московским мастерам были известны и изводы икон, отличные от тех, к-рыми пользовались мастера Оружейной палаты 2-й пол. XVII в., более близкие к древнему изводу К. и.: на иконе малого размера (XVII в., частное собрание, см.: Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 71, 180. Кат. 28. Ил. 48) Богоматерь представлена в «праворучном» варианте, отсутствует свиток и надписи, кроме традиц. сокращений; в отличие от икон письма царских изографов перевязь Младенца на этой иконе не синяя, а белая.
Вероятно, московские иконы 2-й пол. XVII в. послужили образцом для др. русских списков К. и., напр. письма мастера Леонтия Тюменева из Рыбной слободы (ныне г. Рыбинск Ярославской обл.) (1693, РГИАХМЗ, см.: Зайцева И. Л., Постнова Н. В. Икона «Богоматерь Киккская» Леонтия Тюменева. 1693 г. // VII Золотаревские чт.: Тез. докл. науч. конф. М., 1998. Ил. 14; Хохлова И. А. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. С. 44-47. Кат. 10; Она же. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 110-111; Пятницкий. 2006. С. 522), на к-рой царственный образ упрощен по рисунку и изменены пропорции изображения. В России достаточно рано появились гравюры с К. и., напр. работы мастера Г. П. Тепчегорского (с надписью: «Изображение чудотворнаго образа Пртой Бцы Кипрския», кон. XVII - нач. XVIII в., НБ МГУ).
Отдельный вопрос составляет появление плата поверх мафория как своего рода «кипрский след» в рус. изображениях Богоматери. Помимо списков К. и., в т. ч. работы рус. мастеров (С. Ушакова, Т. Филатьева), эта деталь встречается на иконах Божией Матери кон. XVII в. различных иконографических изводов: напр., «Богоматерь Взыграние Младенца» предположительно из Успенского собора Московского Кремля (кон. XVII в., ГИМ, см.: 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988. № 154. С. 124, 356); «Богоматерь Страстная» и Богоматерь из поясного Деисуса некогда находились в храмах Соловецкого мон-ря (Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. Архангельск, 2006. Кат. 46, 60. С. 41, 46).
Почитание К. и. оказало влияние на распространение за пределами Кипра массовой художественной продукции Киккского монастыря, предназначенной для паломников. Эти евлогии, как правило иконы небольшого размера, бережно хранились и попадали в частные собрания, а позднее в музейные коллекции, как, напр., написанная на кипарисовой дощечке «в пестрой провинциальной манере живописи» икона (XVIII в., ГЭ), где Богородица представлена в традиц. изводе, с платом поверх мафория; надпись: «᾿Η ΕΛΕΟCΑ ΤΟ ΚΚΚΟ» (Пятницкий. 2006. С. 516-517; там же указаны аналоги в др. собраниях). Подобные паломнические реликвии, принесенные на новые места почитания, оказывались у истоков собственных местных традиций: напр., икона из Белобережской Иоанно-Предтеченской муж. пуст. близ Брянска, к-рую афонский подвижник прп. старец Василий (Кишкин) привез со Св. Горы в нач. XIX в. (не сохр.). На ней также были изображены архангелы, держащие венец над Богоматерью с Младенцем, и предстоящие - прор. Исаия, ап. Лука, царь Давид (Злотникова. 2011. С. 12). При воспроизведении извода К. и. не всегда указывалась ее связь с Киккским монастырем. Иногда в надписи, комментирующей иконное изображение, она называлась «Кипрская», «Милосердствующая», указывалось, что образ хранится «в одном знаменитом монастыре по всеи Греции на острове Кипре» (надпись на иконе 1-й пол. XIX в. из НКПИКЗ, Киев).